СТРАХ. РАБОТА С НИМ
Удовольствие- неизменный спутник публичного выступления.
Страх- тоже.
Но опытные спикеры предпочитают называть его ВОЛНЕНИЕ. И правда. С увеличением количества выступлений страх уходит.
Работа со страхом проходит на 4 уровнях:
- дыхание
- тело
- воображение
- мышление
1. Страху присущ определенный тип дыхания.
Мы смотрим фильм ужасов «мы затаив дыхание». А значит, чтобы изменить состояние, нужно изменить рисунок дыхания. Стереть прежний и «нарисовать новый».
Любой тип дыхания подходит.
- дыхание по квадрату: на счет 4 вдох- на счет 4 пауза- на счет 4 выдох- на счет 4 пауза- на счет 4 снова вдох- и т.д. пару минут.
- можно постепенностью идти к замедлению дыхания.
- или наоборот к ускорению наподобие холотропного без пауз.
Видов дыхания много. Пробуйте.
2. От страха мы хотим стать меньше, вжаться, опустить глаза, стать тише. Таков эволюционный механизм защиты.
И снова можно работать с причиной через следствие.
- выпрямиться
- расправить плечи
- улыбнуться
- поработать с голосом минут 15 (я так делаю, отлично работает)
- поочередно напрячь и расслабить все мышцы тела.
- мышечная релаксация (АТ, медитация, по Джейкобсону и т.д.)
3. Триединый мозг:
- рептильный- мозг крокодила
- лимбический- мозг млекопитающих (слух, невербалика). Он тоже древнее мозга человека
- неокортекс- тормозной мозг человека.
Его проблема- воображение.
Кошка забеременела, не переживает. А человек- переживает.
Ни одно животное в мире не заботится о будущем. А уж тем более, не нагоняет мрачных картин. Но не таков человек. И наше благо- воображение- становится нашим проклятьем.
И наша задача- снова сделать его другом.
- представить зайчиков в зале
- сказать себе, что слушатели- ваши друзья
- представить, что произошло через два дня после вашего выступления.
Если с крокодилом не договориться, то он не пустит вас ни в какой эфир, ни на какую сцену.
4. Изучите не только основной материал, но и альтернативные точки зрения на проблему.
- Отличный способ сделать ваше выступление более ярким и понятным для слушателей — подготовка электронной презентации. Листая ее слайды, вы всегда будете помнить, о чем говорить дальше.
- Если вы запнетесь, то предложите слушателям обратить особое внимание на слайд. Таким образом у вас появится время, чтобы вспомнить речь.
- Потренируйтесь произносить свою речь перед зеркалом. Обратите внимание не только на то, ЧТО вы говорите, но и на то, КАК вы это делаете.
- Мимика, жесты, поза, темп дыхания, осанка, выражение лица — все эти факторы в совокупности оказывают большое влияние на восприятие речи слушателями.
-Запишите свою речь на видео и критично оцените. Отметьте те моменты, которые можно было бы улучшить.
- При желании можно дать прослушать эту запись близкому человеку, чтобы получить дополнительные советы.
- Можно несколько раз потренироваться в выступлении, собрав перед собой нескольких родных или друзей. Таким образом вы с каждым разом будете все увереннее произносить речь.
- Вы можете потренироваться в выступлении, поднявшись на сцену во время репетиции.
- Если вы выступаете не на сцене, достаточно некоторое время побыть в зале.
Внимательно осмотрите помещение, обратите внимание на все детали: какие висят шторы, как стоят стулья, каким цветом краска на потолке.
- Если выступаете онлайн, то также обратите внимание на помещение и оборудование. И начните приводит в порядок какие- либо вещи, находящиеся в нем.
Это упражнение называется "Хозяин"
Этот метод поможет вам чувствовать себя увереннее во время выступления, ведь вы будете выступать в уже знакомой обстановке.
За несколько минут до выступления сделайте несколько физических упражнений, после чего потянитесь, будто вы только что проснулись. Эти упражнения помогут вам слегка повысить кровяное давление и расслабиться.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Упражнение «Изменение роли».
Это коучинговая техника.
Важно делать ее не самому, а вдвоем.
И желательно не с родственником, а с коллегой.
Но это должен быть человек, которому вы доверяете.
Вы можете сделать это в паре с кем- нибудь из нашего курса. Это даже будет лучше.
Партнер спрашивает вас: «Как сейчас проходят ваши выступления?»
И фиксирует ваш ответ.
И поскольку люди обычно немного говорят в таких случаях, он может еще доспросить: «Есть еще что сказать? Как еще проходят выступления?».
Далее – движетесь по списку вопросов: партнер спрашивает, вы отвечаете.
Важно задавать вопросы в строгом порядке, их перечень и последовательность ниже.
1. Как сейчас проходят ваши выступления?
2. Как бы вы хотели, чтобы проходили выступления?
3. Почему так происходит (сейчас)?
4. Почему вы выступаете именно так?
5. Зачем вам быть таким?
6. Как бы вы назвали эту свою роль на выступлении?
7. Каким спикером вы хотите быть (как бы вы назвали желаемую роль)?
8. Что вам даст быть таким спикером?
9. Как вы будете вести себя на выступлении?
10. Что вы сделаете, чтобы стать таким спикером?
К примеру, первая роль может быть «боязливый спикер», «неуверенный», «скучный». А вы бы, например, хотели выступать как «харизматичный спикер».
Когда вы определились с желаемой ролью, то должны понимать, зачем она вам нужна и как ее достигнете.
Тогда вы рисуете-проговариваете план действий, и мозг успокаивается сам по себе на фоне понимания того, что делать. Потому что когда у нас есть алгоритм действий, паники нет.
Почему не стоит выполнять это упражнение самому?
Потому что возможен так называемый эффект Хотторна.
Себе мы можем соврать, даже не осознавая этого. Присутствие другого человека побуждает нас отвечать более честно, при условии, что мы доверяем ему.
Это очень сильное упражнение, которое помогает задействовать внутренние ресурсы, силу нашего мозга и воображения.
И самое главное – мы меняем неосознанный страх на осознанное понимание действий, желаний и фокусируем мозг на новую роль, которую потом в себе развиваем и укрепляем.
Страх выступлений можно преодолеть.
Каждый спикер на сцене боялся выступать.
Каждый из современных спикеров справлялся со своими страхами выступлений.
А значит и в ваших силах справиться со страхом выступлений. А указанные приемы и техники помогут вам в этом.
2. Еще одна техника "Уточняю и изменяю"
Сказать вслух то, чего ты боишься.
- Я боюсь выступить перед «такой-то» аудиторией.
Обязательно нужно уточнить, перед какой именно аудиторией страшно выступить, а не сказать в общем.
- Я боюсь выступить на этой сцене.
Меняем слово «боюсь» на слово «хочу!». И проговариваем несколько раз.
- Я хочу выступить на этой сцене.
Важно, чтобы это «хочу!» было с восклицательным знаком, а не просто «ну, хочу».
Вот еще несколько примеров рефрейминга:
- Я боюсь выступить самой первой.
- Я хочу выступить самой первой.
- Я боюсь выступать на этой сцене
- Я хочу выступать на этой сцене
Понятно, что для того, чтобы хорошо выступить – нужно обучаться.
К примеру, если человек не умеет плавать – бесполезно бороться со страхом, нужно учиться плавать, а не заниматься рефреймингом.
Если человек не умеет выступать – нужно учиться выступать